Глобальная информатизация преподносит сюрпризы не только органам власти, которые пытаются отходить от пропаганды в традиционных СМИ и интегрироваться в социальные сети, но и для профессиональных журналистов (имеющих диплом журналиста и работающих в СМИ). Причиной тому популяризация социальных сетей, которая заставляет задуматься о жизни редакторам даже сетевых изданий (Интернет СМИ).

Недавно назначенный замминистра связи Якутии Георгий Андреев, увлекающийся блогерством, рекламой и раскруткой групп в социальных сетях, написал манифест «О СМИ и цифровизации», где изложил цели министерства связи республики, которые ему стали известны после открытия «черного чемоданчика», а также свое видение развития журналистики.

Что касается работы СМИ, то Г. Андреев указывает о необходимости молниеносно реагировать на острые темы в информационном обществе. И действительно, этот нюанс является одним из важнейших принципов журналистики и PR-менеджмента. В учебной литературе подчеркивается важность своевременной публикации опровержения или комментария в СМИ. Профессорами также критикуется бюрократизм органов госвласти, при котором комментарий должен пройти многочисленные сверки начальниками отделов и руководителями аппарата (а время-то тикает).

Успешный подход к данной проблеме реализует премьер республики Владимир Солодов, владеющий информацией о всех важных показателях работы правительства и берущий любые обращения граждан под свой личный контроль. Таким образом, пресс-секретари и помощники готовят ему информацию и собирают цифры с подотчетных ведомств, а ньюсмейкером выступает сам глава кабинета министров. Это позволяет повысить цитируемость в СМИ и сформировать положительный имидж в глазах общества. Однако, при таком подходе, руководитель должен принять к сведению, что источник информации, как правило, должен быть максимально близок к аудитории, как это делает В. Солодов. В противном случае спикер не будет восприниматься обществом, а наоборот, отторгаться. Как это было с депутатами в 90х годах – начитавшись американской литературы, они сделали модные стрижки и надели деловые костюмы, а надо было просто взять в руки лопату.

Но если премьер Якутии общается с народом, в основном, при помощи инстаграма то, что делать обычным электронным СМИ? Ведь одним из критериев СМИ является однонаправленность от источника информации к читателям. Учебная литература по журналистике подчеркивает важность обратной связи и необходимость находить все новые и новые пути диалога с аудиторией. Таким образом, в конкурентной среде между редакциями всегда выигрывает та, которая общается с читателями.

Грамотный пример недавно показала пресс-служба МВД Якутии, которая провела опросы среди читателей социальных сетей и кардинально поменяла подход к информации. Вся преступная хроника, негатив и бюрократизм остались на официальном сайте министерства. В социальных сетях (инстаграм и твиттер) начали публиковаться курьезные случаи из повседневной жизни полицейских, фотографии с домашними питомцами и своими детьми, что сильно привлекло внимание подписчиков, а их количество за короткий промежуток времени выросло более, чем в 10 раз. Российские СМИ назвали соцсети якутских полицейских «самыми лучшими и добрыми в стране». Таким образом, в глазах общественности меняется образ сотрудника от «врага народа» до «друга человека». Вместе с тем, меняются и сами сотрудники полиции, в лексиконе которых пропал официоз и родилось дружеское общение.

Г. Андреев также затронул больную тему якутских СМИ – создание российского или международного информационного повода. Зачастую, для этого нужно затрагивать экономику хозяйствующих субъектов (рост показателей в 20% и более), уникальные и необычные события в различных областях, открытия в мире науки, происшествия со смертями от 10 и более человек. Не интересует планирование («вот когда сделают, тогда и напишем» – говорят редакторы из Москвы).

Работая над поиском информации по Якутии раньше приходилось целыми днями сидеть и обзванивать информаторов, чтобы наполнить российскую ленту новостей, так как в местном информационном сегменте новости, зачастую, очень «мелкие». Работа с пресс-релизами заставляет обязательно созваниваться с источником и узнавать подробности с цифрами. В тот период времени людям еще нравилось читать про животных, и мы освещали жизнь медвежонка Колыманы и якутского Хатико. А порой приходилось находить в словах политиков интересные мысли, например, то, что фильм «Аватар» снят по мотивам эпоса «Олонхо». На пресс-конференции с министром культуры Андреем Борисовым тогда сидело около 30 журналистов из разных изданий, и никто из них не обратил на это внимание, потому что привыкли записывать себе в блокнот только основные месседжи органов госвласти. Не удивляет и то, что в огромном пресс-релизе источника, обычно новость российского уровня можно найти где-нибудь в «подвале» документа, а остальные 20 тыс. знаков – это вода или «местечковые события». Прискорбно осознавать, что Якутия дает 41% всех налоговых поступлений в бюджет страны, а фактически выдает меньше всех новостей.

Сейчас госвласть также зациклена на индексе цитируемости, а его можно искусственно поднять за счет дублированных новостей, причем не только от одного оратора, а иногда одна и та же тема выходит из уст 2-3 представителей аппарата. Логично, что многие читатели воспринимают такой подход в штыки и теряется интерес к новостям, когда как они главный агрегатор положительного имиджа в глазах избирателей. Тут за двумя зайцами угнаться не получится.

Стоит также отметить, что современная журналистика разделяется на информационные и аналитические жанры, правда, популяризация соцсетей ставит последних в очень неудобное положение. Если информационные жанры для успешного внедрения требуют небольшого изменения под аудиторию, то аналитические явно остаются в рамках информационных сайтов и газет. Тут есть, как технический характер невозможности публикации длинных материалов (статей, обзоров, интервью, корреспонденции) в соцсети, так и их неактуальность в среде. Интернет-среда требует краткость и доступный стиль подачи, с чем прекрасно справляются информационные жанры. В республиканском сегменте сетевых изданий иногда выходит аналитика от NewsYkt.

Есть еще почти забытые современными журналистами художественно-публицистические жанры (очерк, фельетон, памфлет), к которым в Якутии любят прибегать разве что динозавры Виталий Обедин, Егор Карпов и Роман Мандзяк. Они прижились в блогах (dnevniki, livejournal) и газетах, но их интеграция в соцсети сводится к сомнению. Цель современных редакций максимально сокращать объем материалов, а художественная составляющая слишком нагружает текст, делая его нечитабельным для соцсетей или сетевых изданий, если там нет отдельной рубрики под эти цели. Владельцу СМИ необходимо определиться, редакция позиционирует себя как информационный портал или информационно-аналитический, у последнего всегда будет меньше аудитории. Люди в последнее время все реже берут в руки обычную книгу, поэтому чтение огромных по меркам Интернета материалов для подавляющего большинства пользователей не представляется возможным.

К слову, мастеров аналитического жанра в Якутии на данный момент хватает, поэтому его обучение в государственных и частных медиа, как предлагает Г. Андреев, создаст слишком большую нагрузку, как на читателей, так и на журналистов. В редакциях всегда разделяют корреспондентов на информационников и аналитиков (зачастую возраст от 50 лет, так как журналист должен обладать мудростью и огромным эмпирическим опытом). В современных средствах массовой коммуникации (Инстаграм, Ватсап, Фейсбук) больше востребован именно информационный жанр. Если нет на примете специалистов, то кафедра журналистики ежегодно выпускает 25-30 специалистов со «свежими мозгами», которые можно безболезненно переформатировать под ваш тип издания.

Также нельзя забывать про журналистскую этику и не заставлять читателя принять ту или иную сторону в спорных моментах. Зачастую, это оборачивается бумерангом и неприятием со стороны общественности. Пример тому Сусанна Рожина, которая имея информационные ресурсы делает много полезных вещей, но при этом высказывает свои личные субъективные суждения, противоборствующие с мнением многих жителей республики. Очевидно, что это отталкивает читателей, но привлекает, так называемых, троллей, которые заходят на информационный ресурс, чтобы «чисто посмеяться». Журналист при написании материала, как и ученый, должен избегать любого субъективизма и приводить точки зрения лучших специалистов в рассматриваемом вопросе. Не говоря уже о том, что он не имеет морального права состоять в какой-либо политической партии по понятным причинам.

В целом, реализация некоторых пунктов манифеста Г. Андреева требует доработки путем встречи с преподавателями кафедры журналистики и организации ораторских чтений с заинтересованными студентами по заданной теме. Благо административный ресурс позволяет это сделать.


Rainbow Dash

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here