Домой Деньги Эксперты: северный завоз грузов нуждается в федеральной поддержке и логистических центрах

Эксперты: северный завоз грузов нуждается в федеральной поддержке и логистических центрах

Организация северного завоза грузов на труднодоступные территории крайнего Севера нуждается в федеральном участии и создании единых логистических центров. Это позволит избежать проблем со срывами сроков доставки и снизить цены на продукты, считают представители руководства регионов, принимавших участие в среду в круглом столе в Совфеде на тему "Северный завоз: совершенствование механизмов государственной поддержки".

"В целях обеспечения продовольственной безопасности субъектов крайнего Севера и тех субъектов, куда осуществляется северный завоз, [необходимо] возобновить федеральную поддержку северного завоза. Создать на основе государственно-частного партнерства единый логистический центр или единого оператора или пул операторов, которые будут осуществлять северный завоз". — сказал замгубернатора Чукотского АО Виктор Бочкарев. Он также предложил проработать вопрос субсидирования затрат на покупку или строительство новых судов взамен сданных на утилизацию для участников северного завоза.

Северный завоз осуществляется в местностях с ограниченными сроками завоза грузов, расположенных на территории 25 регионов России. Основной объем завоза приходится на четыре региона — Якутию, Чукотку, Магаданскую область и Красноярский край. Ежегодно так обеспечивается снабжение около 3 млн человек.

Важную роль в доставке грузов во многих регионах с северным завозом играет морской и речной транспорт, несмотря на то, что период навигации на севере ограничен иногда двумя неделями. По словам Бочкарева, зачастую эта работа для частных транспортных кампаний становится побочной деятельностью в период, когда нет более выгодных коммерческих предложений. Так, Чукотка в этом году столкнулась с дефицитом морских судов для фрахта и нехваткой мощностей порта Владивостока.

"Коллеги приводят простые аргументы: "Открылся Китай, а нам туда ближе и короче". Для сравнения: доставка одного 20-футового контейнера на территорию Чукотки обходится порядка 250 тыс. рублей, а в Китай аналогичный контейнер — уже 850 тыс. рублей. И мы понимаем, где у нас все суда находятся", — сообщил замгубернатора Чукотки.

Зампредседателя государственного собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) Виктор Губарев предложил возродить идею создания федерального фонда государственной поддержки завоза продуктов в районы крайнего Севера. Эти средства могли бы направлять на компенсации для малого и среднего бизнеса, который занимается межрайонной и внутрирайонной доставкой социально значимых товаров. Кроме того, субсидии на транспортные расходы могли бы получить предприятия, которые отвечают за обеспечение лекарствами и медизделиями.

"Сегодня обеспечение отдаленных районов продовольственными товарами осуществляется предпринимателями, централизованного завоза, конечно, как и у многих, нет, — рассказала врио зампредседателя правительства Камчатского края Юлия Морозова. — Фактически сегодня предприниматель самостоятельно должен договориться с судном, самостоятельно его заполнить, направить. Одна из первых проблем — это отсутствие регулярного сообщения. Мы вынуждены опираться на момент времени, когда судно наполнится, когда груза будет достаточно, чтобы оно выдвинулось", — сообщила она.

Пути снижения цен на продукты
По словам Морозовой, транспортные расходы сегодня составляют до 80% стоимости продуктов, которые привозят в рамках северного завоза. Одним из решений проблемы участники обсуждения считают строительство транспортно-логистических центров в Арктике. Положительный опыт здесь уже есть в одном из районов Якутии, где открылась первая подобная точка. Глава Нижнеколымского района республики Валерий Сентяков привел в пример разницу в ценах на овощи: если в райцентре килограмм картошки обходится в 700 рублей, то в появившейся новой торговой точке ее можно купить за 74 рубля.

"На следующий год торгово-логистические центры будут строиться в пяти арктических районах, в том числе и Нижнеколымском", — рассказал он.

Перспективы с доставки продуктов есть и у малой авиации, считает Сентяков. В этом году впервые за 30 лет овощи и фрукты были доставлены людям по воздуху. "Это сейчас выход и для почтовых грузов, и тундровых перевозок, и санрейсов. Это не затратно. Наш институт выпускает много авиаторов, поэтому я хотел бы, чтобы в нашем районе была самая сильная авиация", — добавил он.

На Камчатке добиться снижения цен удалось за счет субсидирования транспортных расходов предпринимателей. В отдаленных районах, где реализовывали пилотный проект, стоимость продуктов снизилась на треть. Эксперимент будет продолжен: отобрано 11 территорий, где через муниципалитеты бизнес получит поддержку, а в обмен установит цены, прописанные в договоре.

"Лучшие практики формируются, и мы их используем, но здесь необходим системный подход и выстраивание схожих, единых схем решения проблем для всех районов крайнего Севера. Здесь мы рассчитываем на развитие Северного морского пути и на роль Петропавловска-Камчатского как опорного порта в его развитии. Конечно, поддержим инициативу наших коллег по совершенствованию федерального законодательства", — сказала представитель камчатского руководства Юлия Морозова.


Источник: ТАСС

RELATED ARTICLES

Все районы Якутии до конца 2023 года оснастят площадками ГТО по нацпроекту

Площадки для подготовки и выполнения нормативов ГТО ("Готов к труду и обороне") появятся в каждом районе Якутии до конца 2023 года. Об этом сообщил...

Число выздоравливающих жителей Якутии начало превышать число заболевших коронавирусом

Количество выздоравливающих людей начало превышать число заболевших коронавирусом в Якутии. Как сообщил глава Республики Саха Айсен Николаев, таких показателей удалось достичь в том числе...

В Якутии экс-чиновницу осудили за мошенничество при реализации нацпроекта

Бывшая чиновница и ее сожитель приговорены в Якутии к лишению свободы за мошенничество при реализации нацпроекта "Жилье и городская среда", сообщает пресс-служба прокуратуры республики. Как...

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here

Most Popular

Все районы Якутии до конца 2023 года оснастят площадками ГТО по нацпроекту

Площадки для подготовки и выполнения нормативов ГТО ("Готов к труду и обороне") появятся в каждом районе Якутии до конца 2023 года. Об этом сообщил...

Число выздоравливающих жителей Якутии начало превышать число заболевших коронавирусом

Количество выздоравливающих людей начало превышать число заболевших коронавирусом в Якутии. Как сообщил глава Республики Саха Айсен Николаев, таких показателей удалось достичь в том числе...

В Якутии экс-чиновницу осудили за мошенничество при реализации нацпроекта

Бывшая чиновница и ее сожитель приговорены в Якутии к лишению свободы за мошенничество при реализации нацпроекта "Жилье и городская среда", сообщает пресс-служба прокуратуры республики. Как...

Здание бывшей котельной в Якутске переоборудуют под Академию бокса для детей

Глава Якутска Евгений Григорьев поручил после реконструкции открыть спортивный комплекс для занятий боксом в здании бывшей котельной, которую вывели из эксплуатации в 2019 году,...

Recent Comments